Установка
Благодаря наличию веб-инсталлятора установка CMS Joomla! отнимет всего несколько минут. Для того, чтобы запустить Joomla локально, на вашем компьютере, необходим «собственный интернет» (локальный хостинг) для чего потребуется качественный браузер, вебсервер, PHP-интерпретатор, а также система управления базами данных совместимая с Joomla. Мы называем это программным пакетом LAMP (XAMPP), а также клиент-серверной системой. Файлы Joomla станут частью этой системы и будут сконфигурированы веб-инсталлятором.
Минимальные системные требования
- • Установленный, работоспособный веб-сервер, например, Apache второй версии с модулями «mod_mysql», «mod_xml» и «mod_zlib» или Microsoft IIS седьмой версии;
- • PHP-интерпретатор версии 5.2.4;
- • система управления базами данных MySQL версии 5.0.4.
Варианты установки
Так как этот вопрос касается всех систем, основанных на PHP, я рекомендую обратиться к главе
«Варианты установки систем, основанных на PHP».
Камни преткновения
Эта тема — очень сложная, потому что существует огромное количество хостинг-провайдеров
и еще большее количество сочетаний версий веб-серверов, PHP-интерпретаторов, СУБД MySQL
и хостинговых инструментов.
Затруднения при установке часто возникают по следующим причинам:
- • активированный режим «Safe Mode» PHP-интерпретатора, не позволяющий загружать файлы;
- • проблема с понятным человеку форматом URL у веб-сервера Apache, возникающая из-за того, что не запущен модуль «mod_rewrite»;
- • права доступа к папкам в Linux и MacOS, задаваемые иначе, чем в Windows. Вообще, вот самый легкий метод, который почти всегда срабатывает:
Загрузите архив с текущей версией Joomla на свой компьютер и распакуйте его в какую-нибудь временную папку.
Загрузите распакованные файлы при помощи FTP-клиента на арендуемый сервер или перенесите их в папку веб-документов сервера на вашем компьютере. Она может называться «htdocs», «public_html» или «html». Если в папке веб-документов находятся файлы другого программного продукта, то создайте там папку для Joomla и устанавливайте CMS в нее. Многие хостинг-провайдеры позволяют «привязать» доменное имя к конкретной папке.
Выясните имя вашей базы данных. Многие тарифные планы предполагают одну или несколько баз данных. В некоторых случаях хостинг-провайдер сообщает имя пользователя, имя базы данных и пароль, а в некоторых их можно выбрать самостоятельно. Обычно сделать это можно в веб-интерфейсе доступном через браузер. Реквизиты доступа к базе данных потребуются веб-инсталлятору.
Веб-инсталлятор Joomla
Загрузите Joomla 2.5 с сайта http://joomla.org/ и извлеките его содержимое в корневой каталог вашего сайта, например, «htdocs». С этого момента процесс пойдет быстрее, потому что веб-инсталлятор очень упрощает процедуру. Перейдите по адресу http://localhost/> [если файлы распакованы в корневой каталог локального сервера].
Этап № 1: выбор языка
На первой странице, выводимой веб-инсталлятором, будет перечень языков. Выбор нужного вам — это первый из семи этапов установки системы. Для перехода на следующий кликните
по кнопке «Далее» [Next].
Рис. 1. Выбор языка.
Этап № 2: начальная проверка
На втором этапе инсталлятор проверяет: пригодны ли программное обеспечение и конфигурация для установки Joomla.
Рис. 2. Начальная проверка.
Зеленым цветом отмечены параметры, по которым серверное окружение прошло проверку. Если таковых — большинство, то это хороший знак. Что будет отмечено зеленым, а что — красным, зависит от конфигураций операционной системы, веб-сервера и PHP-интерпретатора. Именно они проверяются веб-инсталлятором. Если вы устанавливаете сайт на компьютер, управляемый Unix-подобной системой, например, Linux или OS X, обратите внимание на права доступа к папкам и файлам. Особое значение имеют права доступа к корневой папке [в нее копировались файлы Joomla], потому что в ней будет создаваться файл конфигурации — «configuration.php». Если у инсталлятора не будет нужных прав, то завершить установку не удастся. Если на этапе начальной проверки выяснится, что создать файл невозможно, то потребуется изменить права доступа и после этого повторить проверку. Если проблема решена, то, кликнув по кнопке «Далее», переходите на следующий этап, этап ознакомления с лицензией.
Этап № 3: ознакомление с лицензией
Каждый программный продукт поставляется по той или иной лицензии, определяющей его дальнейшее применение. В случае с Joomla это GNU General Public License версии 2.0 (рис. 3).
Рис. 3. Лицензионное соглашение Joomla.
Этап № 4: настройка доступа к базе данных
На четвертом этапе, этапе настройки доступа к базе данных, потребуются реквизиты доступа к ней. На локальном сервере вы можете создать неограниченное количество баз данных. Среди учетных записей MySQL есть одна с именем «root». Это запись администратора базы данных, обладающего неограниченными правами. Пароль этой записи зависит от того, какая сборка используется: в XAMPP пароля нет, в MAMP пароль — «root».
Рис. 4. Настройка доступа к базе данных.
Для локальной установки подойдут следующие параметры:
• имя хоста: localhost;
• имя пользователя: root;
• пароль задается сообразно разновидности сервера и его настройкам.
На этом этапе потребуется задать имя для базы данных. В случае с рабочим сайтом [на удаленном сервере] и количество баз данных, и реквизиты доступа к ним заранее определены. Если же администратор — вы, то введите [свои реквизиты доступа,] имя для базы данных и Joomla создаст ее сама.
[В поле «Действия с уже имеющимися таблицами»] можно изменить сгенерированный случайным образом префикс, а также выбрать действия инсталлятора в отношении имеющихся таблиц в выбранной вами базе данных: их можно удалить или сохранить, переименовав. Веб-инсталлятор добавит к их названиям префикс «bak_».
Добавление к именам таблиц базы данных префикса — очень полезная функция. Иногда, тарифный план предполагает всего одну базу данных. Если вы захотите создать несколько сайтов на Joomla, то их таблицы [при отсутствии префиксов] будут иметь совпадающие имена, и это приведет к проблемам. При наличии префиксов аналогичные таблицы будут отличаться именами, и каждый сайт будет обращаться к своей версии. Если сайт всего один, то можно воспользоваться префиксом по умолчанию. В случае создания нового сайта без удаления из базы данных содержимого старого, префикс («bak_»), добавляемый к старым таблицам, не позволит новому сайту их изменять.
Этап № 5: настройка доступа по FTP
Во избежание проблем, связанных с правами доступа, а также, возможно, вызванных включенным режимом «Safe Mode», для загрузки файлов и управления ими можно воспользоваться FTP-функционалом PHP-интерпретатора. В случае с локальным хостингом это не нужно. В случае с удаленным хостингом данные для ввода на этом этапе можно получить от хостинг-провайдера. Если ваш тарифный план предполагает возможность создания нескольких учетных записей для доступа по FTP, то для Joomla следует создать собственную. В настройках учетной записи следует прописать директорию, в которой хранятся файлы CMS.
Рис. 5. Этап настройки доступа по FTP.
Этап № 6: настройка CMS
Настройка CMS состоит из трех подэтапов. На первом подэтапе потребуется дать сайту имя. Оно будет появляться на панели заголовка браузеров посетителей. Это имя будет появляться не только там : также, например , в письмах, отправляемых новым пользователям для подтверждения регистрации. Сайт, который в этой книге будет использоваться в качестве примера, я назову «Joomla» (рис. 6).
На втором подэтапе вводятся имя, адрес электронной почты и пароль администратора. Записать последний на бумаге — неплохая идея, если вы не собираетесь прикрепить его к дисплею или хранить под клавиатурой. :-)
На третьем подэтапе выбираются демонстрационные данные, которые вы увидите на сайте по окончании установки.
Демонстрационные данные
Информация — это то, ради чего строится ваш сайт. Joomla предоставляет возможность загрузки в базу данных будущего сайта демонстрационных данных во время его установки. Новичкам сделать это настоятельно рекомендуется. Демонстрационные данные содержат справочную информацию, а также являются материалом, на котором можно безопасно поэкспериментировать. Кликните по кнопке «Установка демо-данных» и инсталлятор загрузит их в базу данных, после чего управляющие элементы станут неактивными, а текст кнопки будет гласить об удачной установке.
Рис. 6. Настройка CMS: ввод имени, адреса электронной почты и пароля администратора.
Кликните по кнопке «Далее» и содержимое заполненных вами полей будет сохранено.
Этап № 7: завершение
На седьмом, заключительном, этапе вы примете поздравления от разработчиков с удачной установкой системы. Присоединяюсь к ним. На этой же странице вы увидите сообщение набранное полужирным шрифтом, напоминающее о необходимости удалить директорию (папку) «installation». Ее удаление необходимо для нормальной работы сайта.
Рис. 7. Заключительный этап
Примечание: в корневом каталоге вашего сайта система создала файл с именем «configuration.php». Если вы захотите переустановить сайт, то этот файл следует удалить, повременив с удалением директории «installation» до последнего этапа повторной установки. В таком случае инсталлятор повторит процедуру при открытии в браузере главной страницы сайта.
Установка завершена и вы можете приступить к настройке и наполнению сайта. На последней странице [той, на которой выводится кнопка «Удалить директорию „installation“»] есть две кнопки: «Сайт» и «Панель управления». Для того, чтобы посмотреть на сайт со стороны посетителя, кликните по кнопке «Сайт». Если вы забыли удалить директорию «installation», то система предупредительно напомнит вам о необходимости сделать это, а затем обновить страницу.
Результат выглядит впечатляюще (рис. 8).
Рис. 8. Главная страница вашего сайта после установки, глазами посетителя.
Осмотритесь и ознакомьтесь с вашим новым сайтом. Загруженные на 6-ом этапе данные демонстрируют многие функции Joomla. Далее будет приведено более подробное их описание.
Локализация
Если сайт предназначен не для англоговорящей аудитории, то есть два способа его локализовать.
• Загрузить установочный пакет уже локализованной системы и установить CMS из него.
• Установить CMS и изменить язык при помощи файлов локализации. Подробнее об этом — в главах «Установка расширений» и «Многоязычные сайты».
Удаление демонстрационных данных
Если вы имеете дело с Joomla впервые, рекомендую установить демонстрационные данные. Не торопитесь, поизучайте сайт. Узнайте, что на нем есть, и как все работает.
Демонстрационные данные позволяют сложить представление о внешнем виде вашего веб-ресурса в «наполненном» состоянии, а также содержат краткую справочную информацию. С обзором объемом в 50 страниц можно ознакомиться, перейдя по ссылке «Как пользоваться Joomla» [Using Joomla].
Теперь, когда вы достаточно хорошо знакомы с Joomla, настройка сайта скорее всего доставит вам массу удовольствия.
Как удалить демонстрационные данные
Есть несколько способов удаления демонстрационных данных.
• Установка еще одной системы без загрузки демонстрационных данных. Для этого требуется создать еще одну папку в корневой папке сайта и установить еще одну версию Joomla там. В результате у вас будет две системы, на одной из которых можно тренироваться.
• Удаление демонстрационных данных через раздел администрирования.
• Снятие демонстрационных материалов с публикации. Пожалуйста, просмотрите прилагаемое к статье видео, в котором я покажу, как это делается.
Если вы решили воспользоваться вторым или третьим способом, вам придется получить доступ к разделу администрирования [http://ваш_сайт/administrator]. Демонстрационные материалы и пункты меню удаляются или снимаются с публикации там.
Менеджер меню
Перейдите на страницу менеджера меню [текстовое меню административного раздела → пункт «Меню»] и откройте «Верхнее меню» [Top Menu]. Отметьте галочками пункты, которые хотите скрыть, и кликните по пиктограмме «Скрыть». После этого вы увидите красные значки в колонке «Публикация» рядом с каждым скрытым пунктом (рис. 9). Если вы откроете или обновите главную страницу своего сайта, то увидите, что верхнего меню на ней больше нет. Повторите процедуру в отношении главного меню и меню «О Joomla». Убедитесь, что оставляете опубликованным только пункт «Главная». Этот пункт нельзя удалять, потому что вам необходима главная страница. В нижней части страницы [страницы редактирования меню в разделе администрирования] есть выпадающий список, при помощи которого можно определить количество пунктов перечня, выводимых на одной странице (рис. 10).
Рис. 9. Менеджер меню.
Рис. 10. Элементы управления менеджера меню.
Статьи
Подобным же образом происходит удаление/снятие с публикации «демонстрационных» статей [текстовое меню административного раздела → пункт «Статьи»] на страницах менеджера статей в разделе администрирования.
Кэш
Для того, чтобы наверняка удалить со стороны посетителей всю снятую с публикации информацию, нужно очистить кэш: текстовое меню административного раздела → пункт «Сайт» → подпункт «Обслуживание» → подпункт «Очистить весь кэш».
Пустой сайт
Теперь сайт — пуст (рис. 11).
Рис. 11. Сайт без демонстрационной информации.
|